Одна из первых научных статей, анализирующий причины неразвитости страхования жизни в России.
Финансы,
22 июня 1996 г.
Долгосрочное страхование жизни в условиях нестабильной экономики 7229 просмотров
Особенности современного состояния рынка личного страхования определены общей экономической нестабильностью в стране, глубокими инфляционными процессами, затронувшими все сферы производства и услуг.
Одним из стимулирующих моментов развития долгосрочных видов страхования жизни и пенсий до недавнего времени являлась возможность накопления определенной денежной суммы целевого характера (к свадьбе, на покупку дорогостоящих предметов домашнего обихода длительного пользования и т.д.) или создания страхового денежного фонда для получения дополнительной пенсии. Наличие инфляции, естественно, ведет к снижению эффективности использования страхового метода в данных целях. Наглядным примером явилось стремительное обесценение денежных накоплений, находившихся в виде резервов взносов по долгосрочным видам страхования жизни у основного до 1990 г. страховщика — Госстраха. Это привело к сокращению интересов страхователей в использовании страхования с целью создания целевых накоплений. В результате с начала 90-х годов наметилась тенденция к сокращению темпов роста операций по наиболее популярным видам долгосрочного страхования жизни: смешанного страхования жизни, страхования детей и страхования к бракосочетанию, проводимым в традиционной экономически обоснованной форме.
Главными моментами, характеризовавшими особенности развития личного страхования в период с 1990 по 1994 гг., явились: во-первых, увеличение доли рисковых, краткосрочных видов личного страхования, предусматривающих ответственность за последствия несчастного случая. Это существенно изменило общую структуру видов личного страхования. Начиная с 1956 г. (момента введения 5-летнего смешанного страхования жизни) до 1990 г. основу личного страхования даже по количеству видов составляло страхование жизни; во-вторых, появление на рынке вариантов страхования, заключаемого сроком от одного месяца до года на условиях долгосрочного смешанного страхования жизни. Конечно, организация страховой защиты на случай смерти или дожития застрахованного в течение месяца, двух, трех лет и даже полугода вряд ли представляется целесообразной. Тем более, что размер взноса зачастую равен страховой сумме, увеличенной на процент, предназначенный для содержания компании. Однако предприятия-страхователи, которые главным образом и заключали такие договоры, с помощью этого варианта достигали двух целей. Во-первых, поощряя своих сотрудников с помощью страховых выплат, фактически экономили средства в размере начислений на фонд заработной платы, которые предусмотрены и по отношению к прибыли, предназначенной на премирование. В тот период на страховые взносы, уплачиваемые предприятиями по договорам, заключенным в пользу своих сотрудников, начислений не производилось. Во-вторых, в условиях дефицита наличных денег занимались так называемым обналичиванием денежных средств, так как взносы уплачиваются безналично, а выплаты каждому застрахованному производятся в конечном итоге наличными деньгами.
В какой-то степени в условиях постоянного снижения жизненного уровня населения заключение подобных вариантов смешанного страхования жизни можно рассматривать как организацию страховой защиты на случай обесценения доходов работающих граждан в условиях инфляции.
В свою очередь страховщики, пусть на непродолжительное время, получали в свое распоряжение крупные суммы, которые даже при незначительных банковских процентах давали приличный доход. Однако данный вариант мог отвечать интересам страхователя и страховщика только на то время, пока сохранялась соответствующая экономическая ситуация и фактически отсутствовали правовые нормы, не допускающие возможности страховым компаниям заниматься подобными операциями; в-третьих, заключение основной массы договоров личного страхования в коллективной форме за счет средств предприятий.
Все три указанных момента в основном связаны с инфляцией, существенным образом обесценивающей все отсроченные страховые выплаты, делающей долгосрочное страхование невыгодным ни для страхователя, ни для страховщика. Инфляция сдерживает привлечение денежных доходов населения даже по дешевым, краткосрочным видам страхования.
В мае 1994 г. приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19.05.94 г., утвердившим новые Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ, по существу был введен запрет на проведение страхования жизни сроком менее года. Это привело к необходимости поисков страховщиками путем привлечения страхователей к договорам страхования жизни, заключаемым на год и более. Успех в этом направлении не может быть достигнут без изучения и учета интересов страхователей.
Интерес страхователей к различным вариантам долгосрочного страхования жизни в условиях инфляции может возникнуть при наличии как минимум двух моментов. Во-первых, если страховщиком будут предусмотрены меры, при которых отсроченные страховые выплаты не обесценивались бы, и, во-вторых, если будут введены налоговые льготы.
Что касается первого, российские страховщики могут в определенной мере использовать опыт зарубежных страховщиков. За время, прошедшее с 1968 г., когда в Мюнхене проводился XVIII Международный конгресс актуариев, посвященный проблеме эффективности страхования и выработке мер борьбы с инфляцией в страховании, страховщиками разработано множество различных способов защиты страховых выплат от инфляции. Интересно, что один из этих методов, а именно так называемое «индексное страхование», с 1968 г. применялся в Польше, а с 1980 г. — в Венгрии. Условия долгосрочных договоров страхования жизни и пенсий, проводимых в этих странах, предусматривали ежегодное автоматическое повышение страховых сумм и страховых пенсий. Величина процента, на которую ежегодно корректировалась страховая сумма или пенсия, менялась в зависимости от условий уплаты взносов и уровня инфляции. Причем и в Польше и в Венгрии такое автоматическое повышение страховых сумм, пенсий и пособий проводилось до начала 90-х годов (пока сохранялась государственная монополия на страхование) без увеличения страхового взноса. Средства для обеспечения такого повышения страховых сумм, а следовательно, и выплат были получены страховщиками и в той и в другой стране за счет установления государственными банками более высокого процента на страховые резервы взносов по сравнению с тем, который был предусмотрен при расчете тарифных ставок.
Данный вариант защиты от инфляции — индексное страхование, по-видимому, наиболее приемлем в условиях сегодняшней России. Он позволяет страховщику выбрать способ индексации страховых сумм, в наибольшей степени отвечающий интересам и его компании, и страхователей. Индексация страховых сумм может увязываться с темпами инфляции, а может устанавливаться и независимо от реального процента падения покупательной способности рубля, по согласованию со страхователем и исходя из реальных экономических возможностей страховщика это повышение страховых выплат обеспечить.
Еще одним достаточно широко используемым и за рубежом и в России методом защиты страховых выплат от инфляции является бонификация.
Каждая страховая компания вправе использовать перечисленные и другие известные способы учета интересов страхователей. Эти варианты защиты страховых выплат от инфляции могут использоваться и в сочетании один с другим, что зачастую дает дополнительный эффект.
Итак, защита страховых выплат от инфляции является одним из моментов, стимулирующих потенциальных страхователей к заключению договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий.
Другим, не менее важным моментом, стимулирующим развитие рассматриваемых видов страхования, является введение налоговых льгот. Надо сказать, что этот второй момент является наиболее сложным и болезненным в настоящее время. Если проблемы защиты страховых выплат от инфляции решаются самими страховщиками и регулируются на уровне Росстрахнадзора, то вопросы налогообложения и, следовательно, налоговых льгот, регулируются на уровне законодательных органов.
Особо актуальными в этой части являются вопросы исключения из налогооблагаемой базы физических и юридических лиц средств, направляемых на уплату страховых взносов по долгосрочным видам страхования жизни и пенсий. Причем для стимулирования заключения договоров на длительные сроки можно установить минимальный срок страхования, заключение договоров на который будет давать право страхователю на соответствующую налоговую льготу.
К сожалению, на сегодняшний день для физических лиц, заключающих договоры в свою пользу или в пользу третьих лиц, налоговые льготы не предусмотрены.
Для юридических лиц, заключающих договоры страхования в пользу физических лиц (обычно своих сотрудников), налоговая льгота в размере 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг), которая должна была быть введена с 1 января 1996 г., введена не была. Но даже ее введение не решило бы проблему, так как данная налоговая льгота должна была распространяться на страховые взносы, уплачиваемые практически по всем существующим на российском страховом рынке видам страхования. Поэтому велика вероятность того, что для дорогостоящих долгосрочных видов страхования жизни установленной льготы будет недостаточно.
Серьезную проблему для развития долгосрочных видов страхования жизни и пенсий, заключаемых за счет средств страхователей — юридических лиц, создают следующие моменты: 1) включение в состав совокупного дохода физических лиц части страхового взноса, направляемой предприятиями, учреждениями, организациями и иными работодателями на покрытие расходов по страховым договорам, заключенным в пользу этих лиц (Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.95 г. № 35 по применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»; п. 6); 2) включение в состав совокупного годового дохода физических лиц страховых выплат по договорам страхования, страховые взносы по которым уплачены за счет средств предприятий, учреждений, организаций и иных работодателей (Инструкция Госналогслужбы РФ от 29.06.95 г. № 35:п.8ф); 3) установление порядка, в соответствии с которым на страховые взносы, уплачиваемые страхователем — юридическим лицом по договорам страхования, заключаемым в пользу физических лиц, производятся определенные налоговые начисления (Постановление Правительства РФ от 19.02.96 г. № 153).
Перечисленные нормы не стимулируют работодателей к заключению договоров долгосрочного страхования жизни и пенсий в пользу своих сотрудников, создают проблемы экономического характера для застрахованных и, кроме того, входят в противоречие с принципами страхования: страховая выплата не должна (и не может) являться доходом. А следовательно, с нее не должен удерживаться подоходный налог.
Для нормального развития страхования в условиях инфляции недостаточно учесть только интересы страхователей. Страховщику необходимы механизмы защиты его финансовых интересов — обеспечения финансовой устойчивости страховых операций. В условиях инфляции он может испытывать серьезные трудности по следующим направлениям своих затрат.
Во-первых, собранных страховых взносов, предназначенных для выполнения обязательств по договорам, может не хватить на выплаты, если они по условиям страхования индексируются.
Во-вторых, собранных взносов в части, полученной за счет нагрузки в тарифе, может оказаться недостаточно для компенсации расходов страховой компании. Эти расходы растут пропорционально инфляции, а заработная плата имеет тенденцию к более быстрому росту по сравнению с ростом цен. Некоторые страховщики добиваются снижения расходов на заработную плату за счет автоматизации труда. Но это позволяет решить проблему недостатка средств далеко не полностью. Кроме того, финансовые интересы страховщика в условиях инфляции могут пострадать в части получения доходов от инвестиций и в части стоимости основных фондов.
Одно из логичных решений проблемы заключается в установлении такой тарифной структуры, которая оперативно реагировала бы на инфляционные процессы. Другими словами, тариф — цена на страхование и основа формирования страхового фонда — должен устанавливаться с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
На современном этапе развития долгосрочного страхования жизни в России применяются варианты, предусматривающие возможность корректировки финансовых обязательств страховщика и страхователя в течение действия договора страхования в зависимости от состояния финансового рынка на конкретный момент действия страхового договора.
Еще одним инструментом защиты интересов страхователя и страховщика, заключающих договоры долгосрочного страхования жизни и пенсий в условиях инфляции, является соответствующая политика государства в отношении страховых резервов. Прежде всего может быть разработан механизм защиты страховых резервов по долгосрочным видам страхования жизни и пенсий путем выпуска специальных индексируемых государством ценных бумаг и установления порядка размещения страховых резервов преимущественно в эти ценные бумаги.
Далее, используя инструменты налоговых льгот и привилегий на правительственном уровне, возможно стимулировать инвестирование средств страховых резервов в приоритетные отрасли экономики. Это позволит страховщикам брать на себя обязательства по индексированию страховых сумм и пенсий без изменения обязательств страхователей по взносам или с изменением этих обязательств в размере меньшем, чем это потребовалось бы без введения указанных льгот.
Перечисленные подходы к решению проблемы защиты интересов субъектов долгосрочных видов страхования жизни и пенсий в условиях инфляции служат интересам государства в целом, так как, стимулируя развитие данных видов страхования, они способствуют увеличению кредитных ресурсов государства.
Н.А.ЛЕВАНТ, кандидат экономических наук, начальник управления АО «МАКС»
Вся пресса за 22 июня 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, За рубежом, Регулирование, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
|
Медвестник, 23 декабря 2024 г.
В России хотят создать прозрачную систему учета врачебных ошибок
|
|
Парламентская газета, 23 декабря 2024 г.
Выплаты участникам СВО вырастут в 2025 году
|
|
ТАСС, 23 декабря 2024 г.
«Преступление и наказание» по-американски: о чем говорит смерть страховщика-процентщика
|
|
Брянская губерния, 23 декабря 2024 г.
Брянские автомобилисты приготовились к электронному взаимодействию со страховщиками
|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Новосибирская область вошла в число лидеров по махинациям с ОСАГО
|
|
Новости транспорта, 23 декабря 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Чечня возглавили красную зону в мошенничестве с ОСАГО
|
|
zakon.kz, 23 декабря 2024 г.
К чему может привести увеличение выплат для автовладельцев на страховом рынке – мнения страховых компаний
|
|
cbr.ru, 23 декабря 2024 г.
Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО № 21 на 01.10.2024
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Активы финансовых институтов Китая в III квартале выросли на 8% г/г
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|